Авиация второй мировой warbirds самолеты второй мировой войны

приходом к власти нацистов Германия начала активные поиски новых политических партнеров на мировой арене. Результатом этих действий стал заключенный в октябре 1936 г. союз с Италией, получивший название «ось Берлин-Рим». Через год Германия заключила с Японией так называемый Антикоминтерновский пакт, к которому присоединилась также и Италия. Объединяясь политически, все три страны ускоренными темпами развивали свои вооруженные силы, среди которых особое место занимала авиация.

Деятельность созданного в 1935 г. в нарушение Версальского договора министерства авиации Германии (RLM) с самого начала имела откровенно милитаристскую направленность, т. к. из его семи управлений лишь одно управление занималось вопросами, связанными со становлением гражданской авиации.

Под руководством RLM начался быстрый рост немецкой авиапромышленности, который стимулировали кредитами уже существующим авиационным фирмам, национализацией некоторых предприятий и стимулированием промышленных предприятий на выпуск авиационной техники. Авиационная промышленность активно готовилась ко Второй мировой. В производство самолетов Второй мировой были вовлечены множество предприятий тяжелой индустрии, заводы, размещенные на территориях других государств, вернулись обратно в Германию. Консолидация и переезд предприятий позволили создать мощные технологические концерны со значительной производственной базой и опытными конструкторскими отделами.

По примеру немцев высшее руководство Италии в 1938 г. приняло «Программу R», целью которой были количественный рост и качественное обновление итальянской авиации. Предполагалось, что в результате осуществления конкурсных программ на вооружении итальянских ВВС к концу 1939 г. будет находиться около 3000 боевых самолетов, не уступающих лучшим зарубежным образцам.

В период с 1932 по 1937 г. произошла существенная модернизация японской промышленности в целях подготовки авиации ко Второй мировой войне, однако правительство в 30-х гг. держало в тайне сведения о развитии самолетостроения в стране и ограничивало свою прессу в вопросах освещения производственной деятельности авиационных фирм.

В 1940 г. тройственный союз между Германией, Италией и Японией был закреплен военным договором, в соответствии с которым Германии и Италии отводилась ведущая роль в создании «нового порядка» в Европе, а Японии — в Азии. В течение того же и последующего года к оси Берлин-Рим-Токио примкнули Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия, Болгария и Финляндия, хотя последняя формально являлась нейтральной страной.

К моменту заключения договора все три ведущих страны оси поучаствовали в военных действиях. Италия в 1935- 1936 гг. оккупировала Эфиопию (в немалой степени здесь сказалась активность итальянской авиации), в 1936-1939 гг. вместе с Германией участвовала в Гражданской войне в Испании на стороне франкистов, а в апреле 1939 г. оккупировала Албанию. Япония успела повоевать с Китаем и с Советским Союзом (на реке Халхин-Гол и у озера Хасан).

Германия, напав на Польшу 1 сентября 1939 г., развязала Вторую мировую войну, 3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии, но было слишком поздно — Польша была полностью захвачена к 17 сентября. До весны 1940 г. Англия и Франция вели очень осторожные военные действия против Германии (этот период в истории носит название «странная война»): немногие бомбардировочные рейды, которые проводили их военно-воздушные силы, столкнулись с неудачей, и много усилий было израсходовано на крайне бессмысленные сбрасывания прокламаций. В Азии японская авиация вела боевые действия в Китае, встречая слабое сопротивление со стороны китайцев.

В апреле 1940 г. Германия использовала воздушное превосходство, чтобы сокрушить Данию и Норвегию, в мае немецкие войска вторглись в Голландию, Бельгию и Люксембург. Италия вступила во Вторую мировую войну 10 июня 1940 г., объявив войну Франции, но 22 июня Франция уже капитулировала, в чем была немалая заслуга немецкой авиации. После этого Германия попыталась завоевать воздушное превосходство во время «Битвы за Англию». Однако оказалось, что самолеты Месершмитт Bf 109, Хенкель Не 111, Дорнье Do 217, Юнкерс Ju 87 и Ju 88, которые были хороши для решения задач на континенте, оказались не очень подготовлены для стратегической бомбардировочной кампании. Потерпев неудачу в «Битве за Англию», самолеты Люфтваффе обратилось к идее ночных бомбардировок британских городов. Япония начала оккупацию Индокитая в желании приблизиться к нефтяным и минерально-сырьевым ресурсам Юго-Восточной Азии. 28 октября Италия вторглась в Грецию со своих албанских баз. Вторжение было плохо подготовлено, а греки оказались жесткими противниками, которые быстро отбросили итальянцев к албанским границам.

Бомбардировки немцами английских городов продолжились до конца мая 1941 г., но уже в меньшем объеме. В Африке же ограниченные британские силы нанесли поражение итальянцам в Ливии, Эритрее и Эфиопии. После поражения итальянцев в Ливии Германия, чтобы спасти союзника по оси, послала туда экспедиционный корпус с небольшим, но очень эффективным авиационным контингентом. В Восточной Африке велись боевые действия между итальянцами и англичанами с использованием авиации, начались интенсивные воздушные атаки Мальты.

6 апреля Германия начала Балканскую кампанию, в результате которой английские силы эвакуировались из Греции, а немцы оккупировали остров Крит. 22 июня немцы вторглись на территорию СССР в рамках плана «Барбаросса», однако блицкриг против Советского Союза обернулся для Германии войной на истощение. Быстрое продвижение немецких сил в самом начале войны создало большое напряжение для самолетов люфтваффе. Это напряжение усилилось во время холодной русской зимы, к которой немецкая авиация времен второй мировой не была подготовлена.

7 декабря 1941 г. императорская Япония начала войну против США с воздушного нападения на Пёрл-Харбор, 11 декабря к ней присоединилась и Германия, объявив войну Соединенным Штатам. Японские вооруженные силы, используя авиацию, захватили к марту 1942 г. обширную территорию, включая Филиппины, Малайю, Индокитай, Бирму, наряду с ключевыми островами в Тихом океане, такими как Уэйк и Гуам. Однако в июне 1942 г. после сражения у Мидуэя война на Тихом океане сделала поворот в пользу союзников. На территории СССР немцы продолжали продвигаться к Сталинграду и Кавказу. В Африке Германия потерпела в октябре поражение в Эль-Аламейне, 8 ноября началось американское вторжение в Северную Африку.

Ход войны в Европе повернулся против стран оси в 1943 г., начиная с катастрофических немецких потерь в сражении под Сталинградом. Люфтваффе все еще имело воздушное превосходство на отдельных участках советско-германского фронта, но противодействие советских ВВС возросло и численно и тактически. Эффективность советской авиации и снижение силы люфтваффе продемонстрировала битва на Курской дуге. Германия также потерпела поражение в сражении в Атлантике, где союзные самолеты морского и сухопутного базирования контролировали все районы действия немецких подводных лодок. Немцы потерпели также поражение в Северной Африке, за которым последовало поражение в Средиземноморье с потерей Сицилии и вторжение союзников на территорию Италии 8 сентября 1943 г. Италия заключила перемирие с союзниками. Поражение японцев при Гуадалканале вынудило их перейти к обороне на всем Тихоокеанском театре военных действий, постепенно вооруженные силы союзников продвигались к Филиппинам и очищали острова от японцев.

В 1944 г. на Европейском театре военных действий в полной мере начала действовать союзная авиация второй мировой войны. К марту 1944 г. самолеты люфтваффе были основательно потрепаны на советско-германском фронте, поэтому, когда союзники высадились 6 июня на континент, они фактически не встретили сопротивления со стороны немецкой авиации. Но еще до открытия второго фронта союзниками советские войска уже начали освобождение европейских народов от немецко-фашистской оккупации. Вскоре на сторону антигитлеровской коалиции перешла Румыния, а затем Болгария и Финляндия объявили войну Германии.

В Тихом океане авиация армии и флота США уже превосходила японскую авиацию Второй мировой войны по всем пунктам. Японцы начали испытывать недостаток в обученных пилотах, поэтому их уцелевшие авианосцы иногда выходили в походы в качестве простых приманок без самолетов на борту. Потерпев серьезные поражения у Маршалловых островов и у Филиппин, японцы были вынуждены прибегнуть к тактике использования самоубийц-камикадзе. В последние дни 1944 г. немцы воспользовались плохой погодой, которая препятствовала союзническим действиям в воздухе, и начали заключительное наступление на Западе — сражение при Булге. Однако, как только погода немного улучшилась, союзная авиация вновь проявила себя.

В Европе конец войны наступил, когда советские войска разгромили берлинскую группировку войск противника и штурмом взяли Берлин. Развивая дальнейшее наступление, они вышли на Эльбу, где встретились с англо-американскими войсками, 8 мая 1945 г. Германия капитулировала.

В Тихоокеанской войне начались бомбардировки американскими самолетами Второй мировой войны В-29 объектов на территории Японии, включая и сброс атомных бомб на Хиросиму (6 августа) и Нагасаки (9 августа). В результате этих бомбардировок оба города были превращены в руины. 8 августа Советский Союз в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций объявил войну Японии, а 9 августа советские войска перешли в наступление в Маньчжурии. В период с 9 августа по 2 сентября советские войска разгромили Квантунскую армию и курильско-сахалинскую группировку японских войск, освободив от японцев Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.

Источник: https://www.warbirds.ru/